К этому моменту не только проект, но и рабочие чертежи были готовы. Если учесть, что император вступил на престол лишь годом ранее, а значит не мог дать распоряжение о подготовке таких чертежей прежде этого срока, то необходимо признать, что скорость проектирования и строительства замка (работы по строительству были окончены в два с половиной года) оказались абсолютным рекордом своего времени для такого крупного объекта (площадь застройки – 102x102 метра).
Строительные работы волись днём и ночью, при свете факелов и фонарей. Не менее 2500 рабочих было ежедневно занято на строительстве, а в наиболее "горячие" периоды их число доходило и до шести тысяч. Проект грандиозного четырёхугольного сооружения с внутренним восьмиугольным двором, флигелями вспомогательных служб, рвами вокруг главного здания и мостами с подъёмными механизмами, переброшенными через эти рвы, принадлежал блестящему русскому архитектору Василию Баженову.
Конечно трудно поверить, что у одного Баженова хватило времени и сил, чтобы в такой короткий срок разработать детальные чертежи замка. Среди его помощников был Винченцо Бренна, который после смерти Баженова в 1799 году руководил строительством, а также его молодой ученик Карло Росси, часть чертежей которого сохранилась в архивах.
Все четыре фасада замка отличаются друг от друга. Нижний этаж главного фасада сложен из тёсанного гранита, верхний – из грасного и серого камня. Напротив него тогда же был установлен конный памятник Петру I, отлитый по нереализованному в своё время проекту Карло Растрелли.
Этот весьма интересный памятник является единственным в России образцом конной статуи стиля барокко. Пётр представлен здесь в виде античного полководца-триумфатора в римской тоге с лавровым венком на челе. В руке его – фельдмаршальский жезл. На мраморном четырёхугольном пьедестале укреплены чугунные доски со сценами полтавской битвы. На пьедестале Павел приказал сделать надпись: "Прадеду – правнук".
Павел въехал в ещё не до конца отделанный, "сырой", как в переносном так и в прямом смысле слова, замок в начале 1801 года. Причиной такой стремительности, как и своеобразия новой резиденции императора, стало горячее желание Павла Петровича быть непохожим на свою мать, Екатерину II, во всём, начиная с личных пристрастий и кончая способом правления – образом жизни, фасонами мундиров присягнувшей ему армии, характером жилища, стилем излюбленной мебели. Быть может, именно этот принцип Павла – "всё не так, как было у маменьки", стал основной причиной острого недовольства разбалованого предыдущим правлением дворянства, которое вылилось в заговор.
По другой версии – причиной такой спешки стала причастность Павла к тайному мальтийскому ордену и необходимость построения убежища для его членов, а так же реликвий ордена, находившегося в опале на родине. Эта мистическая версия находит подтверждение в конструкции замка и сохранившихся элементах убранства.
Как бы то ни было, на сороковую ночь, проведённую в замке, названном именем архангела Михаила, в честь которого и освятили домовую церковь замка, император Павел I был убит заговорщиками во главе с военным губернатором столицы графом Паленом.
Осиротевший после трагической гибели владельца замок быстро опустел – из него вывезли всё самое ценное. И лишь широкие ступени красивой высокой лестницы на обращённой к Летнему саду стороне так и стоят в ожидании прибытия торжественной процессии мальтийских рыцарей с Павлом I во главе.
В 19-ом веке здесь размещалось первое в России военно-инженерное училище, в силу чего незадолго до Первой мировой войны замок был переименован в Инженерный. Здесь получили образование полководец М. Кутузов, писатель Ф. Достоевский, выдающийся российский электротехник П. Яблочков, военный инженер и учёный, генерал-лейтенант Д. Карбышев. После Великой Отечественной войны в здании размещались секретные отделы некоторых научно-исследовательских институтов оборонного профиля.
Мистика, тайны и привидение Михайловского замка (видео).
|