Представленная скульптором модель памятника была одобрена ею лично, после чего, без промедления приступили к поискам каменного монолита, который был бы пригоден для высечения пьедестала в виде взметнувшейся волны (по рисунку Ю. Фельтена).
Слух о таких поисках быстро распространился по столице и её окрестностям. Некий, явившийся в Петербург, предприимчивый крестьянин вскоре сообщил, что недалеко от деревни Лахта, где он живёт, имеется гранитная скала, известная между селянами под именем "Гром-камень". Название объяснили тем, что в незапамятные времена в скалу ударила молния и расколола её на части.
Скалу нашли и осмотрели – она идеально отвечала всем предъявляемым требованиям. Оставался один вопрос: как доставить столь массивную глыбу в город? Назначили приз в 700 рублей ассигнациями тому умельцу, кто подскажет наиболее рациональный способ транспортировки огромной глыбы. Способ был найден крестьянином С. Вишняковым, и Екатерина самолично прибыла в Лахту, чтобы проследить за осуществлением замысла.
Были прорыты желобки от скалы до берега залива, в желобки положили медные шары, по которым скользили медные же полозья. На полозьях покоилась гранитная глыба. В Высочайшем присутствии 400 силачей под барабанный бой передвинули глыбу на 425 метров до береговой линии. В честь этого события выбили памятную медаль с надписью: "Дерзновению подобно". На набережную Невы необычный груз был доставлен плоскодонным судном в 54 метра длиной.
А в это время Фальконе заканчивал изготовление гипсовой модели памятника в масштабе один к одному. Для нахождения наилучшего образа пары – конь-всадник перед окнами его мастерской был устроен специальный помост, на который по нескольку раз за день вскачь въезжал искусный наездник на лучших скакунах из императорской конюшни. На помосте наездник резко осаживал коня и тот вставал на дыбы. Благодаря чему скульптору удалось столь верно передать динамику и пластику коня, а также особенности посадки всадника.
Для отливки памятника было отпущено 176 тонн бронзы и 4 тонны железа. Голова скульптуры Петра выполнена по модели ученицы Фальконе – художницы Марии Колло.
Один из лучших конных памятников мира был торжественно открыт 7 августа 1782 года, в присутствии императрицы, её свиты и пятнадцати тысяч солдат столичного гарнизона.
|