Мосты Санкт Петербурга
главная фотогалерея обои мосты видео города вид со спутника самое интересное самое важное

Казанский собор

 
 

Незабываемые впечатления об Италии, которые Павел I вынес из совершённого им в молодости путешествия, побудили императора требовать максимального сходства будущего храма с римским собором Святого Петра.

В 1800 году специально образованная комиссия, которую возглавил граф Строганов, признала лучшим ,среди нескольких поданных на конкурс работ, проект Воронихина (бывшего когда-то его крепостным, но ставшим, благодаря талантам и стремлению к красоте и учёбе, великим зодчим). А император Павел утвердил его к исполнению.

Закладка храма, в которой принимал участие новый император Александр I, состоялась 27 августа 1801 года. Строительство здания проходило а сложных условиях. С одной стороны, Воронихина связывало требование заказчика подражать римскому собору, с другой стороны, земельный участок, отведённый под строительство, был слишком мал для возведения такого грандиозного сооружения. Тем не менее построенный им собор стал одним из лучших культовых сооружений мира, одним из ярчайших достижений высокого классицизма.

Архитектор придал своему зданию в форме латинского креста с закруглениями на коротких концах черты сходства с собором Святого Петра, прибавив к нему полукруглую колоннаду.

Однако в отличие от католической святыни, где полукруг колоннады почти замкнут, здесь стройная дуга сильно развёрнута и как бы обнимает центральный проспект Санкт-Петербкрга. Интересно, что колоннада завершает боковой фасад собора, которым он повёрнут к Невскому, поскольку алтарная апсида храма традиционно для православия ориентирована на восток.

Архитектор планировал завершить всю постройку сооружением второй, симметричной колоннады с южной стороны собора. Однако, смерть графа Строганова, председателя "Комитета городских строений" и горячего поклонника воронихинского таланта, привела к тому, что этот проект не был осуществлён.

Здание, стены которого сложены из пудостского известняка, добываемого под Гатчиной и по своим свойствам напоминающего римский травертин, поставлено на высокий гранитный цоколь. Массивный купол на высоком барабане опирается на паруса и четыре лёгких пилона. Наружный купол устроен при помощи системы железных дугообразных рёбер – впервые в истории градостроительной техники.

Створки входных дверей в Казанский собор со стороны Невского являются бронзовой копией дверей флорентийского баптистерия работы Л. Гиберти, прозванных самим Микеланджело за несравненную красоту "вратами рая". Они были отлиты мастером Екимовым по слепкам, хранящимся в Академии художеств.

Наличник, скульптурная группа и лепные орнаменты над дверями выполнены по рисункам Воронихина. Расположенные в нишах портика бронзовые статуи святых созданы блестящими русскими скульпторами.

Интерьеры собора, строительство которого в основном было завершено в 1811 году, не менее великолепны, чем его внешний облик. Двойной ряд из 56 монолитных гранитных колонн высотой 10,7 метра, сочетание чёрно-розово-серого наборного пола из карельского мрамора, насыщенных тонов гранита и позолота капителей создают эффект торжественности и пышности.

Иконостас сначала был сооружён по рисунку Воронихина, но в 1836 году его заменили новым, вычеканенным по проекту Тона на серебряных пластинах и украшенным четырьмя колоннами из сибирской яшмы.

На иконостас потребовалось около 100 пудов (1,6 тонны) серебра, 40 из которых было пожертвовано собору донскими казаками после Отечественной войны 1812 года. Казаки отбили это, награбленное в русских церквях, серебро у отступавших войск Наполеона.

Многог из драгоценного убранства храма было разграблено во время переворота 1917 года. Церковные службы в храме были запрещены.

И только в 1991 году Казанский собор стал вновь действующим. В 1994 году его купол вновь украсил православный крест. Закончена работа по реконструкции иконостаса. В храм вернули икону Казанской Божией Матери.

Мемориальное значение Казанского собора как пантеона Отечественной войны 1812 года подчёркивают установленные перед ним в 1837 году памятники героям – фельдмаршалу Кутузову и генералу от инфантерии Барклаю-де-Толли, с античной строгостью выполненные скульптором Б. Орловским, при участии архитектора В. Стасова, литейщика В. Екимова и каменотёса С. Суханова.

Чугунная ограда дополняет ансамбль Казанского собора. Она создана по проекту А. Воронихина в 1803-1812 годах. Широкие звенья решётки с изобретательным высокохудожественным орнаментом вставлены между дорическими колоннами, увенчанными тяжёлыми гранитными шарами – по праву являются шедевром декоративного искусства.

Колокол звонницы Казанского собора возвецает воскресные дни и главные религиозные праздники.

 

 
 
Адмиралтейство | Александро-Невская Лавра | Гатчина | Гостиный двор | Домик Петра I | Исаакиевский собор | Казанский собор | Кронштадт | Кунсткамера | Летний сад | Медный всадник | Михайловский замок | Невский проспект | Новая Голландия | Ораниенбаум | Павловск | Петергоф | Петропавловская крепость | Пушкин | Спас на Крови | Эрмитаж | Юсуповский дворец
Список литературы служившей источником исторических и технологических сведений во время создания данного информационного проекта-фотоальбома о мостах Санкт-Петербурга.

Достопримечательности Санкт-Петербурга

 

 

+ все мосты Санкт-Петербурга

+ карта мостов Петербурга

+ карта Санкт-Петербурга

+ схема метро Петербурга

+ схемы развязок КАД СПб

+ график разводки мостов

 

+ фото разведённые мосты

+ ночные фотографии мостов

+ фотографии центра города

+ фотографии улиц города

+ решетки Санкт-Петербурга

+ фонарные столбы Питера

+ городская архитектура

+ различное, необычное фото

 

+ история города Санкт-Петербург

+ городские достопримечательности

+ экскурсионные маршруты

+ гостиницы города

+ рестораны, бары, кафе

+ клубы и дискотеки

Рейтинг@Mail.ru  
© 2009, Djared, Все права защищены
Hosted by uCoz